Статья о инструкторах АУК.

Он сказал: «Поехали…»

Представляем победителей Номинации «Лучший мастер производственного обучения»

На протяжении более 70 лет своей истории Гомельский АУК продолжает радовать жителей области качественной подготовкой водителей транспортных средств, имеет высокий рейтинг и хорошую деловую репутацию. Сказываются бесценный, ни с чем не сравнимый опыт и внедрение новых технологий подготовки слушателей.

[Показать слайдшоу]

– В нашем учреждении занимаются представители разных социальных групп: от рабочих до профессоров. И всем мы оказываем качественную методическую и практическую помощь. Убеждаем, что безопасность движения – это в первую очередь культура человека, что при управлении автомобилем нет какого-то определенного сценария и любая ошибка чревата неприятными последствиями, – рассказывает заместитель директора по учебно-производственной части Дмитрий Воинов. – Садясь за руль, человек должен осознавать степень ответственности за свои порой необдуманные, легкомысленные действия.

А истинный путь к безопасному вождению автомобиля, конечно же, начинается с занятий мастеров производственного обучения вождению. Их в нашем коллективе – 23, плюс шесть – в филиалах: Жлобине, Речице и Мозыре. Причем многие из них – настоящие профессионалы. Например, Владимир Козлов и Валентин Пархомец. Оба работают у нас давно и не раз становились победителями республиканских и областных конкурсов профмастерства.

В недавно прошедшем конкурсе профессионального мастерства на лучшую организацию, осуществляющую подготовку водителей, в номинации «Лучший мастер производственного обучения управлению механическим транспортным средством, осуществляющий подготовку водителей автомобилей» за 2016 год второе место занял наш Александр Пугачев.

На вопрос, почему именно он представлял Гомельский АУК на конкурсе, Дмитрий Константинович ответил: Александр имеет большой опыт работы, пришел в профессию осознанно и, несмотря на молодой возраст, достиг хороших результатов. Его ученики в основном стопроцентно сдают экзамен в ГАИ. Сам он на протяжении 10 лет кропотливо нарабатывает опыт, совершенствует навыки мастера производственного об-
учения. К технике относится добросовестно, ремонт автомобиля, на котором работает, всегда производит качественно. Не имеет нареканий со стороны учащихся – только благодарности в книге отзывов.

Разговор с Александром Пугачевым состоялся после напряженного рабочего дня, который он провел, отрабатывая элементы вождения с курсантами на загородном автодроме. 32-летний красавец, высокий, статный, располагающий к себе с первой минуты разговора, он уверенно, неторопливо рассказывает о своей преподавательской деятельности. Ему доверен наиболее сложный участок: повышение квалификации и переподготовка водителей механических транспортных средств с категории С на Е.

– К нам на переподготовку приходят люди, уже имеющие водительские удостоверения категории С и не один год управляющие грузовыми автомобилями, – рассказывает Александр ПУГАЧЕВ. – Они не с нуля начинают обучение, а совершенствуют свои знания и навыки. Это отцы семейств, уже состоявшиеся водители, накатавшие тысячи километров. Передо мной как преподавателем стоит задача показать им то, чего водители еще не делали, дать навыки, которых им не хватает для управления более сложным транспортным средством – автомобилем с прицепом.

Александр убежден, что преподавание производственного обучения управлению автомобилем абсолютно отличается от любой другой педагогической деятельности:

– В нашей работе надо быть не только педагогом, но и психологом. К каждому пришедшему на обучение нужен индивидуальный подход. Ведь именно с этих уроков и начинается путь к соблюдению Правил дорожного движения, а значит, и к безопасному вождению автомобиля. Десять лет назад, когда я только устроился в АУК, долго не мог привыкнуть к работе с людьми. Характер у меня вспыльчивый, ошибки учащихся переживал, как свои собственные. К тому же в группах много девушек, надо было постоянно сдерживать себя, быть корректным и обходительным. Все это, признаться, напрягало. Да и у самого на тот момент большого опыта вождения не было…

На самом деле «за рулем» Александр, можно сказать, с раннего детства. Вырос в семье потомственных водителей. Отец, дед, прадед – все были водителями. Жили в Буда-Кошелевском районе. Отец работал в совхозе и, как это часто бывает, своего шестилетнего сына, видя его пристрастие к «баранке» грузовика, сажал к себе на колени и позволял «рулить».

– Помню, как летом отец приезжал, забирал меня у бабушки, а потом мы вместе ездили на грузовике по местным дорогам, – продолжает Александр. – На отцовских «Жигулях» я стал ездить уже лет в тринадцать-четырнадцать. Помогать ремонтировать машины очень любил, частенько просил отца взять меня в мастерскую.

После школы Александр Пугачев успешно окончил профтехучилище в Чечерске, приобрел специальности водителя-тракториста, автослесаря. Работал в родном совхозе «Дербечи», а через год ушел в армию, был связистом в Колодищах. После службы приехал в Гомель, решил работать в милиции. Однако попробовал и через месяц ушел.

Устроился водителем в «Гомельлеспроект», а через два года знакомый – мастер производственного обучения Гомельского АУКа Юрий Степаненко – предложил Саше попробовать себя в новом качестве: стать мастером.

– Почти год привыкал к статусу преподавателя, а потом как-то все пошло само собой, – говорит Александр. – Помню, в первые дни работы подменял кого-то. Говорю курсанту: «Ну, поехали». Машина дернулась и заглохла. Сижу и думаю: как ему объяснить, что надо сделать, чтобы автомобиль поехал? Потом стал советоваться с более опытными товарищами, интересоваться, как действовать в той или иной ситуации. Пришло осознание того, что человеку надо не просто сказать: «Поехали», а все разложить по полочкам, разжевать и в рот положить. Детально проговорить и показать то или иное действие, причем подход должен быть к каждому индивидуальным.

Это хорошо, когда человек приходит учиться управлять автомобилем, имея за плечами хоть какие-то знания или навыки, как было со мной. Но сегодня таких учащихся очень мало. Иногда возникает чувство, что машину человек вообще впервые в жизни видит. Как-то на первом занятии один парень мне заявил: «Знаю, что это педали и это машина. Все, больше ничего…»

Александр признается: работать с учениками – не мед, особенно на линии в городе, в хроническом стрессе. Для всех трудно быть хорошим, каждому не угодишь. Встречаются группы, в которых более 50 процентов – девушки. Бывает, посмотрел не так, и уже слезы, скандал. Но есть и другие примеры. Например, женщина в возрасте около 60 лет в сердцах говорила ему: «Саша, да крикни на меня лишний раз, не сиди молча! На меня муж всю жизнь кричал, я так быстрее понимаю. Не стесняйся…»

По словам Александра, практические занятия показывают, что женщины психологически более подготовлены к испытаниям, чем мужчины. Тем не менее все учащиеся, впрочем, как и преподаватели, разные по своему характеру и темпераменту. И это необходимо учитывать при обучении.

– В нашей работе, пожалуй, самое страшное – непредсказуемость действий новоиспеченных водителей, – отмечает Александр Пугачев. – Случается, за рулем автомобиля они вытворяют необъяснимые, странные маневры и при этом абсолютно не осознают последствий. Чтобы не пропустить такую ситуацию, мастер производственного обучения вождению всегда должен быть начеку, можно сказать, в полной боевой готовности. Помню такой случай. Сидит в учебном автомобиле рядом со мной вроде как адекватная девушка, нормально ведет машину. Двигаемся по главной дороге. Из одного из дворов к перекрестку медленно выезжает автомобиль… Вдруг – резкий удар по тормозам. Сзади – скрип шин многотонного груженного песком МАЗа. Спрашиваю: «Что ты творишь, зачем нажала на тормоз?!» В ответ – нерешительно: «Помеха справа…» Детально разбираю ситуацию, объясняю, что можно было перестроиться в левый ряд или просто спокойно остановиться.

По словам Александра, на занятиях по практическому вождению, особенно в городе, случаются и довольно комичные,
курьезные ситуации. Обычно во время движения автомобиля на линии он спрашивает курсанта, что означает тот или иной знак:

– Представляете, девушка заезжает на мост. На знаке – «Ограничение максимальной скорости – 50», внизу – «Гололедица». На вопрос, что означают знаки, учащаяся отвечает: «При минус 50 возможен гололед». Когда я спросил, серьезно ли она, в ответ услышал рассерженно: «Не мешайте мне во время движения! Приедем на автодром, все обсудим». Потом спрашиваю у нее: «Так какие минус 50? У нас в Беларуси такой температуры нет». А она: «Я растерялась…»

Был и такой случай. Висит знак «Выезд на дорогу с односторонним движением». Спрашиваю, что он означает. Ответ курсанта: «Туда ехать тоже можно…»

Кстати, в Гомельском автоучебном комбинате не только выпускники, но и все мастера производственного обучения вождению, причем ежемесячно, сдают экзамен по ПДД. Наверное, и поэтому тоже на протяжении последних лет по вине водителей АУКа не совершено ни одного дорожно-транспортного происшествия.

Здесь всегда идут навстречу пожеланиям учащихся, стараются делать все возможное, чтобы процесс обучения для них был комфортным.

Листаю книгу замечаний и предложений. Читаю слова благодарности учащихся, адресованные Александру Пугачеву.

Гомельчане Анатолий Пинчук и Марина Танкевич пишут о его высоком профессионализме, внимательном отношении, небезразличии к ученикам. О том, что, если случались неудачи, преподаватель всегда умел их подбодрить, терпеливо разъяснить возникшую дорожную ситуацию.

После беседы с Александром становится понятно: он – настоящий профессионал, любит не только свою работу и учеников, но и, конечно же, свою семью. Его сын – первоклассник. Как и папа в детстве, он не равнодушен к автомобилям. Правда, хочет стать полицейским. Но в деревне, когда отец убирает руки и разрешает малышу слегка «порулить», тот просто светится от удовольствия. Похоже, династия Пугачевых прирастет еще одним водителем.

Людмила КОПАТЬ, «ДТП»

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Одноклассники

Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *